Исследование авторынка Казани

Онлайн-рынок

Онлайн-рынок представлен следующими игроками:

  • Площадки объявлений / Справочники / Порталы:
    • Федерального масштаба:
      • Авто.ру.
      • Авито.
      • Дром.
      • Юла.
      • Из рук в руки.
      • naRule.ru.
      • 110km.ru.
    • Региональные:
      • AUTOTAT.ru и другие.
  • Сообщества в социальных сетях (такие как https://vk.com/kazan_avto_s_probegom), а также частные группы / чаты в мессенджерах.

Оффлайн рынок

  • Автосалоны, часть из которых являются официальными дилерами многих популярных марок:
    • Специализирующиеся на 1 бренде.
    • Мультибрендовые.

Местный лидер – «КАН АВТО» + федеральные «ТТС» с развитой сетью салонов.

  • Классические оффлайн-авторынки (в том числе популярный рынок на Амирхана).

Особенности авторынка Казани

  • Казань входит в ТОП-3 городов по количеству проданных автомобилей по итогам 2019-го года.
  • Самые продаваемые на местном рынке автомобили – KIA Rio, Lada Granta, Vesta, Hyundai Creta и Solaris.
  • Из 630 дилеров 61% являются официальными.
  • В Татарстане открыт крупнейший мегамолл автомобилей с пробегом, который, как заявляет председатель совета директоров «ТТС», призван «убить авторынки».

Тренды и прогнозы

  • Падение продаж новых автомобилей. Ожидается продолжение (прогноз на 2020-й год – «умеренно пессимистичный»).
  • В январе 2020-го года зафиксирован рост цен в размере 6% (выше чем в среднем по России).
  • Увеличение доли ТС с повышенной проходимостью (внедорожники, кроссоверы и кросс-легковые автомобили) с 30% до 50%.
  • Как вытекающее из первого пункта – в будущем возможен рост доли продаж автомобилей с пробегом. Как одно из условий – закрепление на законодательном уровне запрета на, так называемое, «скручивание пробега», которого опасаются многие покупатели (а по данным владельца одного из салонов-перекупщиков, каждый 3-й из 5 автомобилей на вторичном рынке Татарстана является «скрученным»).
  • Тренд, связанный с ухудшением финансового здоровья населения: продажа автомобилей класса «Комфорт» / «Бизнес» с последующей покупкой «Эконома» либо «Стандарта».

Положение Авто.ру в регионе

Авто.ру занимает одно из лидирующих мест среди онлайн-рынка Казани. На сегодняшний день это одна из самых больших баз с широким предложением автомобилей (48 382 против 30 199 автомобилей в базе «Авито»).

Преимущества конкурентов:

  • Более высокая общая посещаемость (исходя из открытой статистики: «Дром» – почти на 50%, «Авито» – более чем 5-кратная разница).
  • Развитое сообщество («Дром»).
  • Статус мультикатегорийной доски объявлений, что позволяет привлекать и конвертировать аудиторию из «соседних» разделов («Авито»).

Недостатки конкурентов:

  • Низкий уровень безопасности («Дром»).
  • Наличие большого количества мошенников («Авито»).
  • Негативный репутационный фон («Дром»).
  • Излишний перегиб в монетизации с помощью рекламы по мнению пользователей («Авито»).

Угрозы:

  • Риск превратиться в доску объявлений с еще более низким качеством модерации, где будет больше возможностей для продавцов, нежели чем для покупателей.
  • Значительное отставание с точки зрения качества проработки интерфейса (что уже можно наблюдать).

Возможности:

  • Использование технологий Big Data и AI для анализа данных и последующих персонализированных рекомендаций пользователям с целью увеличить вероятность совершения сделки (например, определение оптимальной стоимости того или иного БУ автомобиля с расчетом средней времени продажи по рынку).
  • Развитие контент-маркетинга для увеличения узнаваемости и экспертизы в глазах пользователей.

Сравнение с онлайн-конкурентами

Основные различия в монетизации дилеров и перекупщиков касаются следующих моментов:

  • «Авито» использует тарифную систему монетизации, предоставляя внутренние «бонусы», которые можно использовать для оплаты услуг продвижения объявлений.
  • «Дром» и «Авито» мотивируют пользователей размещать больше объявлений, предоставляя скидку, соразмерно их количеству.
  • «Дром» ограничивает время размещения объявления в основной базе, устанавливая срок в 30 дней.
  • Ни «Дром», ни «Авито» не учитывают марку нового автомобиля при тарификации стоимости размещения объявления.
  • «Дром» предлагает дилерам и перекупщикам Казани размещение с оплатой за звонки.
  • «Авито» предоставляет возможность брендирования страниц.

С точки зрения набора продуктов и системы тарификации сложно выделить абсолютного лидера, так как здесь необходимо учитывать индивидуальные потребности того или иного дилера / перекупщика, а также общий спрос на те или иные рекламные опции со стороны участников рынка. Субъективно я бы оценил предложение Авто.ру на уверенную «4+» по 5-балльной системе. А «Дром» добавил бы как минимум 1 балл за опцию с оплатой за звонки.